СМИ о нас

24 / 12 / 2008

«Известия», 23 декабря 2008

«Уходящий год в зеркале выставок»

В.Л. Малькевич, Генеральный директор ЦВК "ЭКСПОЦЕНТР"

Выставочно-конгрессная деятельность занимает особое место в экономической жизни страны, развитии рынков и международного делового партнерства, способствуя росту производства, внедрению в практику новых разработок.

Чем запомнился уходящий год лидерам отечественной выставочной индустрии, к чему готовятся они в ближайшей перспективе - об этом и не только поделился своими наблюдениями и планами Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр» Владислав Малькевич:

Центральный выставочный комплекс «Экспоцентр» - крупнейший организатор международных смотров в России, продемонстрировал в 2008 году устойчивую динамику развития. Мы пришли к Новому году, в котором наша организация отметит свой 50-летний юбилей, с солидными результатами и заделом на будущее.

Окончательные итоги еще предстоит подвести. Однако уже сейчас можно сказать, что на нашей площадке состоялось более 100 выставочных форумов. Их участниками стали свыше 30 тысяч экспонентов, чьи стенды посетили в общей сложности более миллиона человек.

Наиболее заметно выросли показатели (размер экспозиционных площадей, число экспонентов и их качественный состав, коммерческая эффективность, количество посетителей, приток специалистов, доля целевых аудиторий и т.д.) у таких наших ведущих проектов, как – «Электро», «Агропродмаш», «Металлообработка», «Нефтегаз», «Мир детства», «Мебель», «Продэкспо», «Мир стекла», «Здравоохранение» и других. Практически все они стали событием года для соответствующих отраслей.

Взять, к примеру, прошедшую в ноябре международную выставку «Мебель-2008», крупнейшую в Восточной Европе. На общей площади почти в 100 тысяч кв. м свои новые коллекции и изделия продемонстрировали свыше 1200 лучших производителей мебели, фурнитуры, отделочных материалов, декоративных предметов интерьера из 36 стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Под экспозицию были задействованы девять павильонов нашего выставочного комплекса и столичный Манеж.

Неотъемлемой частью выставки стали III Московский международный конгресс мебельной индустрии MIFIC, отраслевые конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, разнообразные конкурсы и другие мероприятия в рамках обширной деловой программы.

Характерная особенность ведущих проектов «Экспоцентра» состоит в том, что они переросли формат традиционных, пусть даже очень крупных международных отраслевых смотров, и сегодня представляют собой полнокровные профессиональные бизнес-форумы, сопровождающиеся активной конгрессной деятельностью.

Это позволяет нашим выставкам содействовать решению важнейших общегосударственных задач, подъему ключевых отраслей экономики, претворению в жизнь инновационных программ.

Так, декабрьская выставка «Здравоохранение-2008» уже третий год подряд проводилась в общенациональном формате Российской недели здравоохранения. Она, в частности, стала местом подведения итогов за год хода реализации нацпроекта «Здоровье».

С учетом национальных проектов в области образования, сельского хозяйства, жилищного строительства в этом году были сформированы и тематические разделы таких смотров как «Мир детства», «Агропродмаш», «Мебель», «Лесдревмаш» и ряда других.

В общей сложности в рамках выставочных проектов в уходящем году в Экспоцентре состоялось 540 конгрессных мероприятий. Еще 76 конгрессов, конференций, симпозиумов и других собраний прошли вне выставок как самостоятельные форумы. В начале декабря, к примеру, ЦВК стал местом проведения Первого международного форума по нанотехнологиям. В нем приняли участие более 3000 ученых и бизнесменов из 33 стран мира, а также представители правительства РФ и других органов государственной власти. Они обсудили практические вопросы развития нанотехнологий – одного из ведущих направлений перевода экономики на инновационный путь развития.

К слову, инновационная тематика занимает особое место в выставочной программе «Экспоцентра». Блок связанных с ней выставок получил в этом году дальнейшее развитие, и мы продолжим работу по их расширению и совершенствованию в будущем. Речь, прежде всего, идет о таких смотрах, как «Связь-Экспокомм», «Электро», «Фотоника», «Высокие технологии XXI века», «Технофорум» и ряд других. В будущем году в их специализированных разделах, в частности, найдет отражение государственная программа развития наноиндустрии в нашей стране.

С учетом требований времени, пожеланий участников и специалистов в 2009 году мы планируем объединить «Технофорум» с выставкой «Металлообработка» в единый тематический смотр, а во время выставки «Связь-Экспокомм» выделить в самостоятельный выставочный проект международную экспозицию «Навитех-Экспо-2009». Ее главной темой станут возможности использования отечественной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.

Подводя предварительные итоги выставочного года, нельзя обойти стороной осложнения, проявившиеся в последние месяцы. Трудности, переживаемые сегодня мировой экономикой, непосредственно отражаются на выставочно-конгрессной деятельности, и Россия - не исключение. Компании-экспоненты сокращают выставочные площади, а в ряде случаев и вообще отказываются от участия в выставках.

Число участников может сохраниться на уровне прошлого года или стать немного меньше, но занятые ими площади значительно сократятся. Сдуваются, как мыльные пузыри, коммерческие структуры, которые сидели на кредитной игле. И на рынке остаются те, кто взвешенно и честно трудился и сумел упрочить свое финансовое положение. Кризис, как барометр, показывает - кто чего стоит.

В этих условиях мы стараемся разъяснять компаниям-производителям товаров и услуг, что, не участвуя в выставках, они во время кризиса могут «потеряться», утратить свои позиции на рынке. Восстанавливать утраченное очень сложно, освободившееся место сразу занимают конкуренты.

Известно, что за рубежом многие годы действует система государственной поддержки фирм-производителей экспортной продукции, в том числе путем предоставления дотаций участникам выставок. В этой связи стоит отметить, что даже совсем недавно, в условиях финансового кризиса правительство Италии компенсировало 80% затрат на участие своих фирм в одной из октябрьских выставок «Экспоцентра». Подобным образом действуют правительства Испании и Франции. По-видимому, и нам следует заняться этим вопросом, донести нашу озабоченность до федеральных органов исполнительной власти и добиться принятия соответствующих решений.

В условиях кризиса необходимо в первую очередь, не забывая о крупных производителях, сосредоточить внимание на работе со средним и малым бизнесом, предприятиями из регионов, которым не под силу оплатить участие в смотрах. Выходом может быть предоставление малому бизнесу стендов на льготных условиях, оказание им помощи при организации участия в проводимых смотрах. В этой связи в «Экспоцентре» перепрофилированы непосредственно под выставочную деятельность 18 тыс.кв.м площадей, оснащенных на современном уровне. Главное преимущество этих площадей заключается в том, что стоимость их аренды существенно меньше, чем на традиционно используемых «Экспоцентром» площадях, и в условиях кризиса можно взять на вооружение такой подход, как развитие экспозиции по горизонтали, тем более, что сегодня используются новые, более совершенные конструкции стендов.

В настоящее время мы подходим более дифференцированно к расценкам на экспозиционную площадь, стремимся расширить систему дополнительных услуг, в том числе бесплатных для участников выставок. При комплектовании выставок центр тяжести переносится на индивидуальную работу с экспонентами, учет потребностей и возможностей каждого из них. Мы избавляемся от посредников, которые ничего дополнительно не дают экспоненту, а существуют лишь за счет перепродаж наших площадей по более высокой цене.

Кроме того, задачу создания благоприятных условий для экспонентов можно решить путем дальнейшего повышения качества и расширения спектра услуг участникам выставок и посетителям. Необходимо усилить работу с ними по всем направлениям сотрудничества, разъяснять важность участия в выставках на соответствующих обучающих семинарах и индивидуальных встречах.

В текущем году влияние негативных последствий финансового кризиса в виде сокращения спроса и падения производства в реальном секторе экономики не было слишком заметно. Однако, мы – реалисты и понимаем, что в будущем году оно станет ощутимо для всех без исключения выставочных организаций. «Экспоцентр» относится к этой проблеме очень серьезно и ответственно.

Первое обсуждение выставочной темы в условиях кризисных явлений в финансово-экономической сфере состоялось на прошедшем в «Экспоцентре» ноябрьском заседании Президиума Правления Торгово-промышленной палаты РФ. На нем был сделан вывод о том, что выставочная деятельность может и должна быть одним из важнейших инструментов по смягчению последствий мирового финансового кризиса в нашей стране. А для этого российским выставочникам необходимо в ближайшее время не только самим приспособиться к более тяжелым условиям, но и использовать все свои возможности для того, чтобы в России продолжались устойчивый рост экономики и улучшение жизни людей.

Еще одно обсуждение возможных последствий кризиса состоялось 9 декабря 2008 года на заседании соответствующего комитета ТПП России. «Экспоцентр» принял активное участие в рассмотрении этого вопроса и внес свои предложения по преодолению возможных негативных последствий снижения деловой активности.

Целям привлечения участников и посетителей на выставки, на наш взгляд, могут содействовать дальнейшее развитие деловой программы смотров, организация системы предварительного назначения встреч MatchMaking, предоставление участникам и посетителям дополнительных индивидуальных сервисов. В трудное время нужно согласовывать свои действия в отношении потребителей услуг с партнерами – отраслевыми ассоциациями, гостиницами, государственными органами: мы предоставляем льготные площади, а они – льготные тарифы по гостиницам и организационную поддержку.

Важным направлением работы, особенно в кризисных условиях, является обучение экспонентов на специальных семинарах, проводимых как сотрудниками выставочной компании, так и привлеченными специалистами, и посвященных вопросу повышения эффективности участия в выставках. Мы в «Экспоцентре» организовали такие обучающие семинары и убедились в их результативности. Более 90% компаний посетивших семинары, продолжают принимать участие в выставках.

На всех нас вместе лежит ответственность сохранить отрасль, очень важную для экономики России. Только совместными усилиями, координацией и сотрудничеством мы сможем успешно преодолеть этот сложный период и развивать дальше выставочную индустрию страны. Что же касается «Экспоцентра», то созданный в прошлые годы запас прочности позволит ему минимизировать потери и сохранить свои позиции на рынке.

версия для печати

Вернуться к списку новостей



Календарь событий