Экспомил

СМИ о нас

29 / 01 / 2009

«Московский комсомолец», 29 января 2009

«Маяк международных выставок»

Зарубежные производители с надеждой смотрят на российский рынок

В пору бурного развития промышленного капитализма в Великобритании в XIX веке тогдашний британский премьер Бенджамин Дизраэли утверждал,что "свободная торговля - не принцип, а средство достижения цели". И если важнейшей целью современной мировой экономики считать преодоление глобального финансово-экономического кризиса, то одним из эффективных антикризисных инструментов "свободной торговли" являются международные выставки.

Их роль в формировании рынков, наполнении последних товарами и услугами поистине уникальна. Выставки служат для специалистов своеобразным барометром рыночных тенденций и состояния здоровья целых отраслей. Чтобы поближе познакомиться с экономической "погодой", которая сейчас складывается на крупнейших международных отраслевых выставках в России, мы решили побывать в ЦВК "Экспоцентр" на Красной Пресне.

Выбор не случаен. "Экспоцентр" — одна из самых эффективных выставочных площадок Европы. 18 выставок "Экспоцентра" отмечены знаком Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), что составляет треть всех российских выставок, имеющих такой сертификат международного признания,и 22 — знаком Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ).

В наступившем году ЦВК отметит своё 50-летие. Результаты деятельности "Экспоцентра" впечатляют — с 1959 года им проведено более 6 тысяч международных выставок. Только в прошлом 2008 году на ЦВК их прошло 108. В смотрах приняли участие более 30 тысяч экспонентов из 105 стран мира. Павильоны "Экспоцентра" посетило больше миллиона человек.

Ключевое место в программе ЦВК занимают собственные выставочно-конгрессные проекты, такие как — "Металлообработка", "Химия", "Нефтегаз", "Лесдревмаш", "Электро", "Мебель", "Продэкспо", "Агропродмаш", "Здравоохранение", "Связь-Экспокомм", "Мир детства", "Обувь. Мир кожи", "Мир стекла", "Консумэкспо", "Реклама" и ряд других. Большинство выставок — всемирно известные бренды, и по праву считаются событием года в тех отраслях, которым посвящены.

Они привлекают бизнесменов не только из российских регионов и стран ближнего зарубежья. Их постоянными участниками являются производители товаров и услуг со всего мира. Традиционной формой работы для "Экспоцентра" давно уже стали национальные экспозиции, представляющие бизнес тех или иных стран и пользующиеся широкой поддержкой своих правительств, в том числе и финансовой.

В конце 2008 года государственное участие в регулировании "свободного рынка" и его финансовых институтов достигло в экономически развитых странах огромных масштабов. Поддержку получают не только банки, но и те, кто производит и экспортирует продукцию. Во многих европейских государствах, таких, например, как Италия, помощь компаниям в организации выставочной деятельности очень значительна. Это чувствуется, когда попадаешь на такие выставки "Экспоцентра", как "Обувь. Мир кожи", "Мебель" или на Международный салон очковой оптики.

На мебельном смотре в ноябре 2008 года экспозиция законодателей мебельной моды итальянцев стала крупнейшей. В "Экспоцентр" приехало более 300 производителей из Италии. Всего же по данным выставочного аудита, проведенного компанией ООО "РуссКом Ай-Ти Системс", свои новые коллекции и изделия представили в рамках смотра "Мебель-2008" 1200 ведущих производителей мебели, фурнитуры, отделочных материалов, декоративных предметов интерьера из 36 стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки.

Под стенды экспонентов, расположившихся почти на 100 тысячах кв. метрах, были задействованы все павильоны "Экспоцентра" и залы столичного Манежа. "Мебель-2008" получила мощный импульс развития в качестве мегапроекта, объединившего по сути три выставки единой тематики: сам международный смотр "Мебель" как таковой, Второй московский международный салон "Интерьер шоу" и выставку компонентов мебели, полуфабрикатов и аксессуаров для мебельной промышленности ZOW’2008. Подобная высокая динамика развития выставочного проекта на фоне кризисных явлений в экономике наглядно демонстрирует те надежды зарубежных, в частности европейских, производителей, которые они возлагают на российский рынок в ожидании новых заказов и выгодных контрактов.

Выставка оказалась важным событием для специалистов и в другом плане: согласно опросам, более 80% посетителей приходят в "Экспоцентр" изучать рынок. Это в одинаковой степени важно как для иностранных, так и для отечественных мебельщиков, представленных на ноябрьском смотре 2008 года в равном соотношении — 50:50.

Представительное иностранное участие, демонстрация новейших мировых достижений и технологий, международный обмен опытом характерны для всех крупнейших международных проектов "Экспоцентра". Исключением не стали и выставки с ярко выраженной социальной направленностью, многие из которых связаны с реализацией в нашей стране приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилищного строительства, сельского хозяйства.

К таким выставочным форумам, безусловно, относится "Здравоохранение". С 2006 года выставка проходит в рамках Российской недели здравоохранения. В декабре прошлого года более 1000 компаний, организаций и предприятий из40 стран продемонстрировали свою продукцию. Германия, Испания, Китай, Южная Корея, Франция, Финляндия выступили с национальными экспозициями. Впервые на государственном уровне вместе с ними позиционировали свои фирмы Турция и Чехия. Одной из крупнейших иностранных экспозиций стал французский павильон. 22 компании из Франции продемонстрировали достижения в самых разных областях медицины и здравоохранения. По сравнению с предыдущим годом площадь, занимаемая французами на выставке, увеличилась на 26%. Расширила свое участие и Германия.

Очень важный момент для любой международной выставки — поддержка отраслевой ассоциации. Еще более значима поддержка международного отраслевого союза, который ежегодно формирует список ведущих выставок в разных странах мира, в которых участвуют крупнейшие компании. Не во всех отраслях есть подобные международные союзы, но там, где они работают, их поддержка той или иной выставки означает международное признание на уровне профессионального сообщества. Так, например, осенняя выставка "Экспоцентра" "Лесдревмаш-2008", посвященная машинам, оборудованию, принадлежностям, инструменту и приборам для деревообрабатывающей, мебельной, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, прошла при поддержке со стороны Европейской федерации производителей деревообрабатывающего оборудования (EUMABOIS). Выставка от этого выиграла. Выиграла и федерация EUMABOIS.

На "Лесдревмаш-2008" экспонировалась 571 компания из 28 стран. На государственном уровне в смотре приняли участие компании Германии, Италии, Испании, Тайваня, Финляндии, Франции и Чехии. Количество иностранных экспонентов по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 31%. Экспозиционная площадь выросла на 26,5%, достигнув 15 619 кв. метров (нетто). Выставка наглядно показала, что российский рынок, а также развитие международного сотрудничества и делового партнерства с компаниями лесопромышленного комплекса России остаются для очень многих стран стратегическим приоритетом даже в условиях экономической нестабильности. А ведь в начале сентября прошлого года финансовый кризис уже ощущался по всему миру, затрагивая реальные секторы экономики, в том числе и деревообработку.

Конгрессным мероприятием года для лесопромышленного комплекса страны стал состоявшийся входе выставки "Лесдревмаш-2008" IV Международный форум "Лес и человек" с участием в нем руководителей профильных министерств, главных отраслевых ассоциаций России, а также высокопоставленных представителей Европейской Комиссии, Европейского банка реконструкции и развития, EUMABOIS и ряда других международных организаций.

В рамках форума прошел Лесной саммит "Россия-ЕС". Представители Евросоюза заявили о стремлении всесторонне развивать сотрудничество с Российской Федерацией в лесной отрасли, признавая решающее значение России в мировом лесном хозяйстве. Российские участники, со своей стороны, отметили, что учтут международный опыт при разработке предложений для Стратегии развития лесного комплекса РФ, которая обсуждалась.

Как сообщил директор выставочного проекта "Лесдревмаш" Владимир Болдырев, Европейская федерация производителей деревообрабатывающего оборудования планирует вновь оказать поддержку очередной выставке, которая пройдет в 2010 году. В целом в 2008 году заметное развитие получил целый ряд крупнейших международных проектов "Экспоцентра". Например, выставка "Электро" выросла на 23%, "Металлообработка" — на 13%, "Нефтегаз" и "Лесдревмаш" — почти на 30%, "Мир детства" — почти на 20%, "Мир стекла" — на 15%, Международный салон очковой оптики (осень) — на 86%, "Высокие технологии ХХI века" — на 16%, "Склад. Транспорт. Логистика" — на 36%.

Смотры "Экспоцентра" продемонстрировали неплохой антикризисный потенциал, но выставочники не уповают на тот запас прочности, который был заложен в предыдущие годы. На организованном в этом январе "Экспоцентром" 3-м Международном форуме выставочной индустрии "5pEXPO-2009" в качестве ключевой темы обсуждалась антикризисная стратегия выставочного сообщества. Говоря о необходимости минимизировать негативные последствия мирового кризиса для отечественной экономики, эксперты ЦВК подчеркнули несколько принципиальных моментов. Они, в частности, призвали своих российских коллег не отставать от зарубежной практики и добиваться более масштабной государственной поддержки участия отечественных компаний в важнейших международных выставочных смотрах.

Признавая, что выставочной индустрии без определенных потерь в условиях экономического кризиса не обойтись, по словам генерального директора ЦВК Владислава Малькевича, в "Экспоцентре" считают необходимым, если не расширить, то, как минимум, сохранить на нынешнем уровне свои ключевые бренды. Выставочники намерены добиваться такого результата за счет применения новейших выставочных технологий, расширения спектра услуг, индивидуальной работы с каждым экспонентом.

Показательно в этом смысле мнение руководителя одного из ведущих промышленных международных смотров в России — "Электро" Юрия Игошина. Он считает, что предстоящая выставка "Электро-2009" в июне этого года как всегда пройдет на самом высоком международном уровне. По его словам, уже дали свое согласие на участие в ней ведущие иностранные экспоненты — немцы, которые традиционно приезжают на смотр с крупнейшей национальной экспозицией.

Подтвердили свою заявку итальянцы. Сохранят масштабы участия на государственном уровне также Китай, Польша, Испания. Схожий настрой и в дирекциях других выставок "Экспоцентра". Так, на предстоящей в мае выставке "Связь-Экспокомм-2009" традиционно будет работать немецкий павильон. Его организует германская Ассоциация информационных технологий и телекоммуникаций BITKOM, которая считает этот выставочный проект ключевым событием в России для телекоммуникационной отрасли Германии.

На постоянной основе с организаторами "Связь-Экспокомм" сотрудничает Министерство торговли США, которое в 11 -й раз сертифицировало национальный павильон американских компаний. В 4-й раз на выставке будет работать павильон Китая, в 5-й раз — Тайваня, второй год подряд — павильон Индии. Регулярными участниками со своим павильоном выступают компании Южной Кореи. А вот Израильский институт экспорта организует национальный павильон Израиля впервые.

Международная представительность ближайшей выставки "Экспоцентра" — "Продэкспо-2009" — впечатляет еще больше. На очередной смотр прибудут экспоненты из более чем 60 стран. О своем участии на уровне национальных экспозиций заявили уже 35 государств. При этом сразу четыре страны — Тунис, Сингапур, Япония и Уругвай — сформируют свои национальные экспозиции впервые. Причем Япония выступит сразу с двумя национальными экспозициями. Одна объединит традиционные японские продукты, другая — напитки. В числе крупнейших иностранныхучастников — Италия, Испания, Франция, Германия, Латвия, Таиланд. Помимо Таиланда увеличится представительство в этом году таких азиатских стран, как Корея и Китай, активно выходящих на российский рынок. Расширят свое присутствие по сравнению с прошлогодней выставкой также Италия, Сербия, Болгария, Испания, Мексика.

Иностранные и российские экспоненты расценивают выставку как эффективный маркетинговый ресурс, позволяющий в сложных экономических условиях не только сохранить прежние деловые контакты, но и найти новых партнеров и клиентов. Выставки являются местом деловых встреч производителей, дистрибьюторов, оптовиков, розничных торговых сетей и конечных потребителей.

Кроме того, как и другие ведущие международные смотры в ЦВК, выставка "Продэкспо" играет роль авторитетного экспертного центра по аттестации качества товаров и услуг компаний-участников в ходе разнообразной конкурсной программы. Иностранным лауреатам конкурсы "Продэкспо" открывают дорогу на российский рынок, а для многих российских производителей — это выход в новые для них регионы нашей страны и на зарубежные рынки. Подытожить полученную в "Экспоцентре" информацию можно было бы так: барометр международных выставок не предвещает катастрофических бурь, показывая скорее "переменную облачность" с последующим выходом на "ясно". В нынешних непростых экономических условиях это вселяет столь необходимый для бизнеса оптимизм.


Ольга ПОПОВА.

версия для печати

Вернуться к списку новостей



Календарь событий