Экспомил

СМИ о нас

31 / 03 / 2009

«Известия», 31 марта 2009

«Выставки – мощный ресурс страны»

Нынешний глобальный кризис привлек внимание ко многим вещам, в том числе к тому, насколько важны авторитет государства и правительственная поддержка для компаний и предприятий в период финансово-экономической нестабильности. В неблагоприятных условиях еще большее значение приобретает демонстрация потенциала рынка России, ключевых секторов ее экономики и ведущих производителей на крупнейших международных выставках.

Иван Борисов

Участие во всемирно известных выставочных проектах позволяет многим производителям товаров и услуг, а также торговым компаниям не только выстоять в кризисные времена, но и укрепить свои позиции.

Согласно мировой статистике, 40% продаж происходит за счет выставок. Как подсчитали специалисты Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), 95% представителей закупщиков встречаются с поставщиками на экспозиционных площадках. Причем 90% из них, согласно опросам американского Центра исследований выставочной индустрии (CEIR), считают смотры чрезвычайно полезным источником информации при закупках. А затраты на заключение сделки при встрече на выставке, по данным CEIR, на 40 % ниже, чем без контакта на выставочном форуме.

Эксперты британской Ассоциации организаторов выставок (AEO) в свою очередь отмечают, что 63% предпринимателей видят в выставках идеальный инструмент для демонстрации своего присутствия на рынке. Действительно, как показывает мировая практика, даже временный выход компаний из выставочной деятельности под давлением ли кризиса, финансовых затруднений или иных причин во многих случаях приводит к тому, что их нишу на рынке тут же занимают конкуренты.

Подавляющее большинство участников опроса – 85%, проведенного американской маркетинговой компанией «ИнКомм» (InComm), убеждены в том, что сегодня выставки стали играть еще более важную роль, чем прежде.

Немного истории

Становление и развитие современной индустрии выставок и конгрессов в нашей стране, укрепление ее мирового престижа неразрывно связано с деятельностью лидера отечественной экспо-отрасли - ЦВК «Экспоцентр».

Полвека назад в системе Всесоюзной торговой палаты был создан Отдел иностранных выставок, впоследствии - Управление международных и иностранных выставок в СССР (УМИВ), на базе которого в 1977 году образовали Всесоюзное объединение «Экспоцентр».

За сравнительно короткий период была решена важнейшая для государства экономическая задача – активное включение в мировую выставочную деятельность и регулярное проведение в СССР международных выставок.

Одним из приоритетных правительственных поручений «Экспоцентру» была организация национальных экспозиций на всемирных выставках ЭКСПО и других крупнейших зарубежных смотрах.

Многие из этих выездных выставочных миссий за границей вошли в историю как самые яркие, необычные и посещаемые. Они формировали имидж и поднимали международный авторитет СССР, а затем и обновленной России, открывали новые каналы для продвижения отечественной продукции на мировые рынки, наращивая экспортный потенциал.

К примеру, на ЭКСПО-67 в Монреале организаторы советской экспозиции впервые ввели такое новшество, как национальные дни. Многим тогда надолго запомнился наш павильон. «Хрустальный дворец» или «Летящая крыша», как его называли, «парил» над 16 тыс. кв. метров. В нем за время работы выставки побывало рекордное число посетителей – 13 млн. человек. Второе место заняли сама Канада, а также Франция и США, чьи экспозиции осмотрели по 9 млн. гостей.

Уникальный опыт «Экспоцентра» в организации коллективных национальных экспозиций на зарубежных выставочных форумах в пост-советскую эпоху еще более обогатился инновационными подходами и собственными ноу-хау с использованием прогрессивных выставочных технологий. Участие России в последней по времени всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2005 (они проводятся раз в пять лет) в Японии также готовили профессионалы ЦВК совместно с Российской академией наук. Представленная ими экспозиция имела оглушительный успех, войдя в пятерку лучших среди проектов, представленных 120 странами-экспонентами. За полгода выставку посмотрели 22 миллиона человек, из них 5 миллионов побывали на «российской территории» ЭКСПО-2005.

В том же году «Экспоцентр» получил почетную награду, став лауреатом Национальной премии «Золотой Меркурий» за вклад в формирование позитивного имиджа России.

Ворота в Россию

Не меньшее значение для авторитета любой страны имеют снискавшие мировое признание международные выставки, которые она, как радушная хозяйка, принимает на своей территории.

В целом ряде государств крупные события выставочной жизни стали предметом национальной гордости. Они превратились в своеобразные «визитные карточки» Германии, Франции, Италии… Список можно продолжить.

Облик современной Германии, к примеру, уже не представить без проводимой с 1970 года в Ганновере крупнейшей в мире выставки информационных и телекоммуникационных технологий «Цебит» (CeBIT).

В церемонии ее открытия, как правило, участвуют канцлер ФРГ, руководители государств, избранных в партнеры выставки, первые лица Евросоюза. Их присутствие подчеркивает наивысший статус таких событий и то значение, которое они имеют для национальных экономических интересов как принимающей стороны, так и стран-участниц.

В России также проводятся выставки, входящие в число крупнейших европейских смотров и являющиеся самыми масштабными и представительными в Восточной Европе. Это, прежде всего, такие фирменные проекты «Экспоцентра», как - «Химия», «Нефтегаз», «Лесдревмаш», «Электро», «Металлообработка», «Мебель», «Продэкспо», «Агропродмаш», «Здравоохранение», «Связь-Экспокомм», «Мир детства» и целый ряд других. Свою деятельность по организации международных выставок в нашей стране «Экспоцентр» в лице своего «прародителя» начал в 1959 году, участвуя в подготовке и проведении в парке «Сокольники» первой американской национальной экспозиции.

А начало регулярному проведению международных выставочных смотров в СССР положила «Химия» в 1965 году. Сегодня это один из самых востребованных и авторитетных форумов мировой химической отрасли.

Знаковое событие для динамичного развития международных связей нашей страны в области выставочной деятельности произошло в 1975 году, когда «Экспоцентра» вступил во Всемирную ассоциацию выставочной индустрии (UFI).

С тех пор уже 18 его выставок отмечены знаком этой главной организации мирового выставочного сообщества, что на сегодняшний день составляет треть всех российских выставок, имеющих такой сертификат международного признания.

«Экспоцентр» входит также в Ассоциацию организаторов национальных и коллективных экспозиций на международных торговых ярмарках и выставках (InterExpo), Международную ассоциацию конгрессных центров (AIPC), Международную ассоциацию конгрессов и конференций (ICCA).

Его партнерами стали выставочные организации многих стран, в числе которых такие ведущие в Европе и мире операторы индустрии выставок и ярмарок, как - ITE (Великобритания), Messe Duesseldorf и Koeln Messe (Германия), Fiera Milano и Bolonia Fiere (Италия), IMEXPO (Франция), E.J. Krause & Associates Ink. (США) и другие.

Большинство из тематических международных смотров «Экспоцентра» - это известные во всем мире бренды. В них постоянно участвуют ведущие мировые производители и всемирно известные торговые марки: Siemens, Nortel, ABB, Samsung, Intel, Dow, Marconi, GE, BASF – всех не перечесть.

Показательно, что по данным опросов 40 % экспонентов, в том числе и зарубежных, главным фактором своего участия в выставках «Экспоцентра», помимо их высокой результативности считают престижность.

Многие иностранные компании вышли на российский рынок через двери павильонов «Экспоцентра». Так было и в советские времена, и в период рыночных реформ.

Выставки ЦВК сыграли заметную роль в насыщении отечественного рынка высококачественными товарами, в становлении в нашей стране свободного предпринимательства. С ними напрямую связаны многие инвестиционные проекты, создание у нас совместных производств, развитие международной кооперации. ЦВК – это также универсальная площадка по обмену опытом, налаживанию прямых деловых контактов, оказанию всесторонней поддержки отечественным производителям, выводу продукции российских предприятий на мировые рынки.

Антикризисный потенциал

Сегодня «Экспоцентр» представляет собой современный выставочный комплекс в центре Москвы с 9 павильонами, оснащенными по последнему слову техники. Он располагает 150 тыс. кв. м общей площади, в том числе 90 тыс. кв. м закрытой площади. В Европе и мире есть гораздо более крупные выставочные центры. Однако в ЦВК экспозиционные пространства одни из наиболее эффективных и востребованных.

Только в прошлом году там состоялось 108 смотров с участием в них более 30 тысяч экспонентов из 105 стран. Общее число посетителей превысило миллион человек. Кроме того, в ЦВК за этот же период прошло свыше 600 конгрессных мероприятий, 70 из которых были самостоятельными событиями, не связанными с выставочной программой.

Коэффициент использования квадратного метра выставочной площади комплекса на Красной Пресне в 2008 году равнялся 18. По этому показателю ЦВК занимает второе место в мире, уступая лишь выставочному центру в Шанхае.

Примечательно и другое: в условиях глобального финансово-экономического кризиса интерес зарубежных компаний к выставочным проектам «Экспоцентра» остается по-прежнему высоким, а в некоторых смотрах иностранное участие даже выросло.

Так, на прошедшую в феврале выставку «Продэкспо-2009» в «Экспоцентр» съехались около 1800 компаний из 57 стран со всех континентов. При этом экспоненты из 35 стран имели поддержку своих правительств и участвовали в смотре на государственном уровне. Сразу четыре страны – Япония, Тунис, Сингапур и Уругвай – привезли свои национальные экспозиции впервые.

Показателен и другой пример. Правительство Италии в условиях кризиса компенсировало 80% затрат на участие своих фирм в одной из осенних выставок «Экспоцентра» в прошлом году.

Такую практику, как считают эксперты ЦВК, хорошо было бы перенять у иностранных государств, которые, невзирая на кризис, активно поддерживают своих производителей экспортной продукции через дотации на их участие в выставках.

Чтобы в свою очередь не допустить снижения выставочной активности отечественных производителей, особенно предприятий малого и среднего бизнеса, в ЦВК разработан и уже применяется целый комплекс мер.

Помимо предоставления дополнительных сервисов, повышающих для экспонентов результативность и коммерческую отдачу от участия, они включают льготные предложения по аренде экспозиционного пространства. С этой целью на первом уровне выставочного комплекса на Красной Пресне завершено переоборудование 18 тыс. кв. м площадей. Стоимость их аренды значительно ниже стоимости выставочных площадей «Экспоцентра» основного уровня.

Успешное проведение выставок ЦВК в нынешнем сезоне без серьезных потерь – это показатель их высокого антикризисного ресурса, а также наличия у отечественного рынка и экономики в целом потенциала, необходимого для преодоления полосы экономических неурядиц.

версия для печати

Вернуться к списку новостей



Календарь событий