Экспомил

СМИ о нас

21 / 04 / 2009

«Российская газета», 21 апреля 2009

«Выставочный ресурс российского бизнеса»

Владислав Малькевич
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр»
доктор экономических наук

Как долго продлится глобальный финансово-экономический кризис – год, два или более? На этот счет экспертные оценки разнятся, а многие видные экономисты не рискуют делать какие-либо определенные прогнозы.

Вместе с тем, нынешняя ситуация неизбежно когда-то разрешится. Нацеленные на будущее бизнесмены, производители и поставщики товаров и услуг, разработчики новых технологий стремятся к тому, чтобы кризисный период не обернулся для них полосой одних лишь потерь и упущенных возможностей. Избежать этого им во многом поможет активная выставочная деятельность.

О том, что предлагают выставочники деловому сообществу, и как чувствует себя в условиях экономической болтанки флагман отечественной индустрии выставок и конгрессов – ЦВК «Экспоцентр», с нами поделился его генеральный директор, доктор экономических наук Владислав Малькевич:

Сегодня нельзя полагаться на прогнозы о масштабах, глубине и продолжительности кризиса. Можно с уверенностью утверждать, что в России, как и в других странах, он затронул все сферы экономической деятельности. Не осталась в стороне и выставочно-конгрессная индустрия. Однако в отличие от других отраслей она нацелена на поддержку предпринимателей и развитие деловой активности, особенно в трудный период.

Выставки, прежде всего крупные международные отраслевые смотры, предоставляют участвующим в них экспонентам и посетителям-специалистам реальные возможности для поиска новых партнеров и рынков сбыта своей продукции, налаживания прямых деловых контактов и заключения коммерческих сделок. Они дают толчок к продвижению инновационных технологий, принятию смелых, нестандартных решений по поддержке и развитию бизнеса с учетом сложных экономических условий.

Именно такие качества и продемонстрировали прошедшие в «Экспоцентре» в последнем полугодии выставки. Еще несколько столетий назад лорд-канцлер Англии Фрэнсис Бэкон отметил: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели». В настоящее время добродетелью становится превращение выставок в инструмент обновления и поиска новых возможностей.

Показ на смотрах «Экспоцентра» достижений в области высоких технологий, стимулирование посредством выставок инновационного прорыва, выхода страны на новую технологическую орбиту приобретает особое значение для приближения стадии роста экономики.

Это одно из важнейших направлений разрабатываемой нами совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации антикризисной стратегии для всей выставочной отрасли.

Несмотря на острую экономическую обстановку в этом году свое дальнейшее развитие получат проекты «Экспоцентра», связанные с инновационной тематикой. Это, прежде всего, «Фотоника», «Высокие технологии XXI века», «Связь-Экспокомм», обширные специализированные разделы выставок «Электро», «Металлообработка», «Химия», «Здравоохранение», а также «Мир стекла» и другие.

Уже есть данные, что, к примеру, 4-я Международная специализированная выставка «Фотоника. Мир лазеров и оптики - 2009», которая проходит в эти дни, увеличила свои показатели как по числу экспонентов, так и по экспозиционным площадям.

Индивидуальный подход

Стрессовые ситуации в экономике стимулируют использование резервов, творческий поиск, оптимизацию затрат, совершенствование технологии производств, повышение конкурентоспособности, перестройку целых отраслей.

Все это с полным основанием относится и к выставочной деятельности. Со второй половины 2008 года, то есть в самом начале кризиса, мы стали проводить конъюнктурные совещания по собственным проектам. Их цель – внедрение новых разделов в экспозиции, среднесрочное прогнозирование и обоснование цен, определение особенностей предстоящих рекламных кампаний и улучшение комплектования выставок.

По «Методике расчета экономической эффективности выставочных мероприятий» проведен анализ эффективности выставок. В результате открылись новые пути учета затрат и экономии средств. В этой связи были предложены меры по оптимизации затрат на участие в выставках для экспонентов.

Первоочередные антикризисные меры на 2009 год в «Экспоцентре» уже сформулированы и применяются на практике. Вопреки сложившейся ситуации нам не только удается удержать большую часть своих экспонентов, как иностранных, так и отечественных, но и привлекать новых.

Полностью оправдала себя индивидуальная, адресная работа с каждым экспонентом. Чтобы поддержать в трудный период отечественных производителей, участвующих в выставках, нами разработана гибкая система скидок и специальных опций. Развитие кризиса потребовало от специалистов ЦВК буквально ежедневно искать и создавать новые инструменты, смягчающие его негативные последствия.

В 2008 году «Экспоцентр» расширил экспозиционные возможности, прежде всего для среднего и малого бизнеса, перепрофилировав под выставочную деятельность 18 тысяч кв. метров неиспользовавшихся для этого ранее площадей первого уровня. Новые пространства оснащены самым современным оборудованием, а стоимость их аренды в два раза ниже, чем традиционных площадей ЦВК.

Снижению затрат на участие в выставках российских экспонентов способствует и организация, с помощью наших специалистов, объединенных стендов регионов под эгидой территориальных торгово-промышленных палат и местных органов власти. Заслуживает распространения опыт организации таких стендов торгово-промышленными палатами Мордовии и Костромской области.

Еще один путь поддержки участников – формирование «Экспоцентром» для своих экспонентов пакетных льготных предложений, предусматривающих скидки на проживание в гостиницах, на транспортные и таможенные расходы. Об этом мы уже договорились с целым рядом наших партнеров в гостиничном бизнесе, а также из числа транспортных и клиринговых компаний.

Эффект от каждого контакта

Важнейший стимул для участия в выставочных смотрах - повышение их эффективности. Специалисты «Экспоцентра» добиваются этого предоставлением новых услуг, развитием деловой программы выставок. Сегодня международные смотры ЦВК представляют собой полнокровные профессиональные форумы, насыщенные конгрессной деятельностью, специальными мероприятиями в формате «В2В», престижными отраслевыми конкурсами.

Приведу лишь один пример. В феврале на нашей площадке с успехом прошла крупнейшая в Восточной Европе международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2009». В ней участвовало, невзирая на кризис, около 1800 экспонентов из 57 стран со всех континентов, количество посетителей заметно увеличилось.

Приехавшим на смотр производителям продовольственных товаров фирмой «Империя» при содействии «Экспоцентра» была предоставлена уникальная возможность установить прямые контакты с ведущими торговыми сетевыми компаниями в специальном Центре закупок. Это событие, по мнению отраслевых специалистов, в нынешних условиях продемонстрировало серьезный антикризисный ресурс выставок. На «Продэкспо-2009» также работал Консалтинговый центр, где экспоненты и посетители смогли получить консультации по интересующим их отраслевым, правовым и финансовым вопросам у юристов, адвокатов и аудиторов.

Растущей популярностью пользуются в ЦВК бесплатные для экспонентов обучающие семинары. На них участникам предстоящих смотров дается подробный профессиональный инструктаж о том, как эффективно подготовиться к выставке и с наибольшей для себя отдачей использовать весь набор предлагаемых услуг и технических возможностей. В прошлом году в таких тренингах участвовало более 1500 компаний. Основную аудиторию составили представители малого и среднего бизнеса из различных регионов России. Этой услугой также активно пользуются территориальные торгово-промышленные палаты, отраслевые ассоциации и союзы.

Востребованным новым сервисом на отраслевых выставках «Экспоцентра» стала организация «Центров профессионального образования и карьеры». В их задачу входит подготовка кадров для различных отраслей промышленности, оценка уровня знаний и профессиональных навыков студентов профильных ВУЗов. Все затраты, связанные с этой услугой, «Экспоцентр» берет на себя.

Заранее спланировать свою выставочную работу, сделать ее более плодотворной экспоненты и приходящие на смотры специалисты могут через нашу электронную систему предварительного назначения деловых встреч – MatchMaking. Дело в том, что руководители предприятий и крупных проектов – люди занятые и встретиться с ними для участников и посетителей весьма затруднительно. «Экспоцентр» через систему MatchMaking организовывает эту работу и назначает встречи прямо на выставке.

Еще один удобный сервис – on-line регистрация, которая также осуществляется через Интернет: гости выставки, в первую очередь из других регионов и стран, заблаговременно через Интернет могут получить для ее посещения пригласительный билет с индивидуальным штрих-кодом. Сегодня посетитель-специалист, в котором заинтересованы экспоненты и от которого зависит количество заключенных сделок, становится главным объектом внимания организаторов выставок. В этом году «Экспоцентром» участникам смотров будет предложена специальная Байерская Программа – уникальный инструмент, позволяющий решить основную задачу, стоящую перед каждым экспонентом – увеличение сбыта. Благодаря прямому и постоянному контакту с байерами в регионах России и странах СНГ, профессиональной и индивидуальной работе с региональными компаниями и СМИ «Экспоцентр» обеспечит достаточно полное присутствие целевой аудитории и установление эффективных контактов между производителями и потребителями.

Активы и перспективы

Мы отдаем себе отчет в том, что время стремительного роста экспозиций прошло. Потребуются неординарные усилия по сохранению не только количества участников и занимаемых ими площадей, но и выставочной программы в целом.

Необходимый опыт и потенциал для этого у «Экспоцентра» имеется. А главное – есть уверенность в собственных силах. В последние годы, когда выставочная индустрия в нашей стране вместе с экономикой переживала бурный рост, ЦВК накопил солидный запас прочности.

В 2008 году компания достигла наивысших результатов в истории своей деятельности. Ее валовой доход составил треть всех поступлений выставочного сообщества России, увеличившись за год на 18 % - до 4,6 млрд. рублей. При этом численность сотрудников «Экспоцентра» и его дочерних предприятий не превысила 7% работающих в отрасли.

Мы гордимся тем, что в 2008 году ЦВК стал лауреатом международных премий «Европейское качество» и «Сократ» в номинации «Экономика и бизнес». Первую премию вручили нашей компании в мэрии Оксфорда, вторую в замке королевской семьи Великобритании - Виндзоре. Эти награды еще раз подчеркнули высокий авторитет и международное признание наших ведущих выставочных проектов.

Сейчас общая выставочная площадь «Экспоцентра» составляет 150 тыс. кв. м, из них закрытая – 90 тыс.кв.м.

Экспозиционные пространства, безусловно, актив существенный. Однако важнее то, насколько они востребованы и эффективны по своей коммерческой отдаче как для самих организаторов выставок, так и для экспонентов. Можно располагать внушительными площадями, но не использовать их в полной мере. В народе говорят: «Пока железо в работе, его и ржа не берет». За последние семь лет оборачиваемость квадратного метра выставочного комплекса на Красной Пресне увеличилась в 1,6 раза. Сейчас она равняется 18. По этому показателю мы уступаем только выставочному центру в Шанхае, у которого календарь выставок, в отличие от европейского, не имеет даже коротких летних каникул.

В 2008 году в ЦВК проведено 108 смотров, из них – 36 собственных проектов с использованием 350 тыс.кв. м общей площади-нетто и 72 гостевых на суммарной площади 360 тыс.кв.м. Приятно отметить, что соотношение между собственными и гостевыми выставками по площадям составило 50:50. Многие из фирменных выставочных проектов ЦВК выросли на 13 и более процентов, а Международный салон очковой оптики (МСОО) – сразу на 86 %. По гостевым выставкам годовое задание перевыполнено на 18,5%, и доход от них превысил 1 млрд.250 млн. рублей.

В минувшем году в смотрах «Экспоцентра» приняли участие более 30 тыс. экспонентов из 105 стран. Их стенды посетили свыше миллиона человек. Не менее динамично развивалась и конгрессная деятельность. За год в ЦВК состоялось 540 конгрессов и конференций, связанных с выставочной программой, и еще 76 самостоятельных вневыставочных форумов

. С начала 2009 года, в условиях сложной экономической ситуации, «Экспоцентр» провел переговоры с выставочными операторами о совместной работе, имея в виду в первую очередь интересы малого и среднего бизнеса. Подписанные соглашения предусматривают наше участие в комплектовании экспозиций, расходах на рекламу и других сопутствующих выставкам затратах. Таким образом, в 2009 году к собственным выставкам «Экспоцентра» добавятся 23 совместных смотра.

В нынешнем году ЦВК «Экспоцентр» отмечает свой 50-летний юбилей. Лучшей наградой для большого творческого коллектива компании станет положительная оценка участниками и посетителями выставок нашей работы по преодолению экономических неурядиц, развитию выставочной программы и сохранению кадрового состава профессионалов.

версия для печати

Вернуться к списку новостей



Календарь событий