Экспомил

СМИ о нас

03 / 02 / 2010

«Российская газета», 3 февраля 2010 г.

«ЭКСПОЦЕНТР»: НАСТРОЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СТАБИЛИЗАЦИЮ

Крупные международные тематические выставки рассматриваются специалистами как важный индикатор деловой активности, показатель «здоровья» целых отраслей, перспектив научно-технического и социально-экономического развития.

О том, с каким настроением вступили российские выставочники в новый год, что ждет в сезоне-2010 участников и посетителей смотров ведущей выставочной компании страны – ЦВК «Экспоцентр», рассказывает его генеральный директор, доктор экономических наук Владислав Малькевич:

Прошедший 2009 год выдался очень не простым. Глобальный финансово-экономический кризис затронул все сферы деловой жизни. Не обошел он стороной и выставочную отрасль, серьезно проверив на прочность экспо-компании и одновременно подчеркнув особую роль выставочной деятельности для поддержки предпринимательства и экономики в целом в условиях экономической нестабильности.

Индустрия выставок и конгрессов, будучи одной из важных составляющих современной экономики, служит стартовой площадкой для внедрения инновационных решений в производство, позволяет ознакомиться с последними науко-техническими достижениями и понять тенденции развития в обозримом будущем. Смотры и деловые встречи, если их правильно организовать, - это работа на перспективу. И если мы задействуем весь наш потенциал, то вклад в реализацию государственной политики коренной модернизации экономической модели России будет весьма значительным. С этой точки зрения, минувший архитрудный год был полезен для совершенствования уникальных инструментов выставочной отрасли, стимулирующих деловую активность, нацеливающих производителей и бизнес в целом на быстрейшее преодоление кризисного периода через модернизацию, инновации, принятие нестандартных смелых решений по развитию новых перспективных направлений и проектов.

Сегодня организацией и проведением выставок в нашей стране занимаются 253 компании, в том числе в Москве – 160, в Санкт-Петербурге – 13 и в других городах РФ – 80. На 2009 год в России было запланировано провести более 1700 выставок. По предварительным данным, примерно 11 процентов из них были отменены или перенесены, а общая площадь смотров уменьшилась на 30 и более процентов. Сократились поступления. Так, если в 2008 году объем рынка выставочных услуг в России равнялся 700 млн. долларов, то в прошлом году он снизился до 550 млн. долларов.

Но, как гласит русская пословица, нет худа без добра. Для тех выставочных компаний, которые смогли принять своевременные антикризисные меры, мобилизовать дополнительные ресурсы, применить инновационные подходы, повысить качество и расширить спектр своих услуг, минувший год принес бесценный опыт по стимулированию и развитию бизнеса в кризисный период. Более того, произошла консолидация сообщества российских выставочников. Само время с его нынешними реалиями и экономическими неурядицами бросило вызов и нанесло удар по недобросовестной конкуренции и непрофессионализму, от которых еще страдает выставочно-конгрессная индустрия нашей страны и, как следствие, - важнейшие отрасли экономики. Логично предположить, что в нынешнем 2010 году (а он обещает быть не из легких) процесс консолидации здравомыслящих и ответственных в своем деле экспо-операторов продолжится. Ведь кризис заставляет больше и более творчески работать. Неизбежно изменится структура выставочных программ в целом, а также отдельных компаний. Это, в частности, должно выразиться в отказе от дублирующих друг друга выставок и в объединении родственных по своей тематике смотров. Повысится также качество выставочно-конгрессных услуг, которые станут более разнообразными и эффективными как для экспонентов, так и для посещающих выставки профессионально заинтересованных «целевых аудиторий».

Если говорить об «Экспоцентре», то наши специалисты не только сохранили в полном объеме и на высочайшем мировом уровне всю программу крупнейших международных смотров и конгрессных форумов, но и добились на многих направлениях ее дальнейшего качественного развития, а также запустили новые интересные проекты.

Целый ряд крупнейших в России, СНГ и Восточной Европе отраслевых выставок, таких, как, например, «Лесдревмаш» или «Нефтегаз», мы проводим по четным годам - один раз в два года. Поэтому 2009-й корректно сопоставлять с 2007-м, а 2010-й – соответственно с 2008-м. В прошлом году объем реализации услуг «Экспоцентра» по сравнению с 2007 годом уменьшился на 3,2 процента. Однако чистая прибыль благодаря продуманной оптимизации затрат выросла на 6,4 процента, а рентабельность повысилась на 10 процентов.

В общей сложности в прошлом году в Центральном выставочном комплексе на Красной Пресне состоялось 111 выставок с участием около 30 тысяч экспонентов из 108 стран. Их посетили 2 миллиона 100 тысяч человек. Кроме того, в «Экспоцентре» прошло 635 конгрессных мероприятий, 96 из которых были самостоятельными форумами, не связанными с выставочной программой.

Примечательно и другое: при сокращении экспозиционных площадей ряда выставок в 2009 году произошел рост числа экспонентов и посетителей, прежде всего специалистов. И эта тенденция сохраняется. Состоявшаяся в январе этого года наша международная выставка потребительских товаров «Консумэкспо-2010» по числу посетителей превысила прошлогодние показатели.

На то есть объективные и субъективные причины. С одной стороны, сокращение товарно-сырьевых рынков в кризисных условиях напрямую повлекло за собой уменьшение маркетинговых бюджетов компаний-экспонентов, свертывание ими арендуемых выставочных площадей, сокращение операционных расходов на участие в смотрах.

Но со своей стороны, мы, выставочники-профессионалы, сделали всё, чтобы для участников наших форумов кризисный период не стал временем потерянных возможностей.

Для поддержки наших экспонентов в трудных условиях, прежде всего отечественных производителей, компаний малого и среднего бизнеса мы разработали специальные гибкие опции по аренде площадей и льготные пакетные предложения, предусматривающие для участников наших выставок скидки на проживание в гостиницах, на транспортные и таможенные расходы. С этой же целью «Экспоцентр» дополнительно перепрофилировал под экспозиционные нужды 20 тысяч кв. м площадей первого уровня, которые ранее не использовались в выставочной деятельности. Теперь они оснащены самым современным оборудованием так же, как и площади основного уровня, а их стоимость значительно ниже.

Другим важным направлением нашей работы стал комплексный подход к решению такой важнейшей задачи, как повышение коммерческой эффективности от участия в выставках. На это направлены усилия по расширению выставочных услуг, насыщению деловых программ международных смотров, развитию их конгрессной составляющей. Мы также предоставляем экспонентам возможность установить прямые деловые контакты с их партнерами и заказчиками, постоянно совершенствуем тематические разделы экспозиций, практикуем проведение параллельных взаимодополняющих друг друга смотров и конгрессов, ведем адресную работу по привлечению на них наиболее важных целевых аудиторий, повышаем действенность рекламных кампаний выставок. Все эти меры позволяют экспонентам и посетителям-специалистам оптимизировать свои материальные и временные затраты на выставочных форумах, заранее спланировать необходимые встречи, расширить диапазон нужных контактов, наиболее полно использовать все универсальные возможности выставочного маркетинга для развития своего бизнеса и выхода на новые рынки даже в кризисных условиях.

Ведь, как точно в свое время подметил Карл Маркс, «всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени». И именно такое преимущество перед другими участниками рынка дают экспонентам хорошо подготовленные выставочные форумы, на которых за считанные дни профессионалы получают самое полное представление о конъюнктуре, последних тенденциях и новшествах.

Огромное значение имеет также поддержание высокого статуса и международного авторитета выставочных проектов, что каждый год прибавляет им новых участников. К примеру, в открывающемся в ЦВК 8 февраля крупнейшем в СНГ и Восточной Европе международном форуме продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2010» примут участие около 2000 экспонентов из 57 со всех континентов. Впервые на выставку приедут компании из Перу. Фирмы 28 стран-участниц будут представлены на государственном уровне национальными экспозициями.

Событиями года для своих отраслей и сфер деятельности в сезоне 2010 станут также такие выставочные мегафорумы «Экспоцентра», как «Инлегмаш-2010», «Связь-Экспокомм-2010», «Металлообработка-2010», «Электро-2010», «Нефтегаз-2010», «Лесдревмаш-2010», «Мир детства-2010», «Агропродмаш-2010», «Мебель-2010» и ряд других. На завершающем этапе нынешнего сезона, в декабре пройдет 20-я юбилейная выставка «Здравоохранение-2010», которая уже традиционно станет объединяющим центром «Российской недели здравоохранения» и местом подведения годовых итогов реализации национального проекта «Здоровье».

Особое значение «Экспоцентр» придает инновационным выставкам, которые с учетом совместных проектов составляют более 20 процентов проводимых в ЦВК смотров. К ним прежде всего относятся такие форумы, как уже упоминавшийся «Связь-Экспокомм», «Фотоника», «Навитех-Экспо», «Высокие технологии ХХI века» и целый ряд других.

В 2010 году эти смотры получат дальнейшее развитие. Особенностью нынешнего сезона, в частности, станет то, что проходившие до этого одновременно выставка «Связь-Экспокомм» и выросший из нее в самостоятельный проект «Навитех-Экспо» в этом году решено развести по времени. Оба смотра получили самую высокую оценку руководства страны. Они вызвали настолько широкий интерес и внимание со стороны специалистов, как российских, так и зарубежных, что было решено провести их в разные сроки, чтобы дать участникам возможность для углубленного профессионального общения.

У выставки «Навитех-Экспо», центральной темой которой являются возможности отечественной глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС и ее практическое применение в различных областях, уже сложилась своя обширная представительная аудитория, в том числе в лице высокопоставленных государственных деятелей, ученых, отраслевых специалистов, разработчиков, бизнесменов. В этом году смотр уже традиционно пройдет совместно с очередным ежегодным Международным форумом по спутниковой навигации.

Отдельно хочется сказать и еще об одном новом проекте «Экспоцентра», связанным с инновационной тематикой, - Международным форумом по интеллектуальной собственности «Expopriority», который впервые состоялся в декабре прошлого года. В его задачу входит создание механизмов по временной правовой охране интеллектуальной собственности на инновационные изобретения в ходе их демонстрации на открытых смотрах. Для изобретателей это имеет принципиальное значение, поскольку экспонирование их инноваций может быть впоследствии квалифицировано патентной экспертизой как «действие, порочащее новизну».

На первом форуме «Экспоцентр» впервые вручил целому ряду изобретателей специально разработанные свидетельства об экспонировании, которые позволят им впоследствии требовать для себя так называемой льготы по новизне при оформлении патента.

В дальнейшем «Экспоцентр» намерен продолжать работу в этом направлении, и с помощью участвующих в проекте авторитетных экспертов и организаций добиваться внесения поправок в национальное и международное законодательство, а также принятия более четких правовых норм.

И еще об одном нововведении. В 2010 году ЦВК «Экспоцентр» предлагает владельцам крупных брэндов – лидерам отраслевых секторов рынка – специальную программу по визуализации их торговых марок под названием «Аллея брэндов». Она будет развернута в рамках проходящих в ЦВК мегавыставок. Крупные корпорации получают возможность участвовать в отраслевых смотрах не только стендами, но и в рамках программы визуализации – поднятием корпоративного флага и государственного флага своей страны на площадке, которая призвана стать не только центром всего официоза выставки, но и местом притяжения посетительской аудитории и СМИ.

«Аллея брэндов» задумана как начало новаторской традиции для наиболее популярных торговых марок на российском рынке, в том числе способствующих укреплению имиджа страны и регионов, повышению их инновационной и инвестиционной привлекательности. Венцом этой акции станет Международный форум по инновациям в сфере брэндинга, включающий Международный конгресс «Роль брэндов в создании и формировании имиджа», а также сопутствующие мероприятия – «Парад брэндов» (Brand Galaxy™), подведение итогов конкурсов, проведение Фестиваля социальной рекламы. Форум состоится в ЦВК «Экспоцентр» в декабре 2010 года.

В целом, несмотря на некоторые потери, итоги минувшего года для «Экспоцентра» можно считать вполне удовлетворительными. Трудности только закалили наш профессиональный коллектив, и мы вступили в нынешний сезон 2010-го с еще большей уверенностью в своих силах.

В заключение предположу, что подъем выставочно-конгрессной деятельности в недалекой перспективе возможен. Но, по меткому выражению американского экономиста, бывшего главы Бюджетного управления Конгресса США Рудольфа Пеннера, «беда не в том, что экономисты не умеют предсказывать, а в том, что политики требуют слишком оптимистических прогнозов».

Поэтому многое будет зависеть от успехов экономической политики, а главное – от реализации тех планов по модернизации экономики, которые были озвучены руководством страны.


Подготовила Лариса Баскакова

версия для печати

Вернуться к списку новостей



Календарь событий