Экспомил

СМИ о нас

24 / 09 / 2010

«Известия», 24 сентября 2010 г.

Термин «модернизация» стал ключевым словом последних лет. На модернизацию России возлагаются огромные надежды: она должна ввести нашу страну к новым рубежам и горизонтам развития. В то же время курс на модернизацию России, укрепление ее авторитета и позиций в мире требует мобилизации самых разнообразных ресурсов, подключения наиболее эффективных механизмов по стимулированию и внедрению инноваций. В этом процессе все более заметное, значимое место отводится выставочно-конгрессной деятельности.

Владислав Малькевич,
доктор экономических наук,
генеральный директор ЦВК «Экспоцентр»

Данные Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) за последние 40 лет свидетельствуют о том, что существует прямая зависимость между темпами роста ВВП и количеством выставок, их площадью, числом экспонентов и посетителей. Выявленная тенденция находит подтверждение и в настоящее время. В 2009 году российский рынок выставочных услуг существенно уменьшился. Общий объем площадей сократился на 45 % , число экспонентов – на 12 %, а посетителей – на 38 %, Количество конгрессов, сопутствующих выставкам, уменьшилось на 20-25%, самостоятельных конгрессов – в два раза.

Но кризис привел не только к негативным последствиям. Жесткие экономические условия консолидировали выставочное сообщество, и, по данным UFI, произошло снижение издержек операторов, связанных с подготовкой и проведением смотров, на 63 % и повышение эффективности выставок на 36 %.

Действительно, связь между экономикой и выставками многомерна. Выставки как инструмент прямого маркетинга служат катализатором развития отдельных отраслей и экономики в целом. По данным американского Центра изучения выставочной индустрии (CEIR), 87% руководителей компаний считают выставки источником новой отраслевой информации, отмечая при этом, что смотры значительно уменьшают разрыв от выхода на рынок до заключения сделок.

Но существует ещё более тонкая зависимость между ВВП и выставкой. Те операторы выставочно-конгрессных услуг, которые предвидели будущее экономики и правильно определили точки роста, перспективы развития, не только не растеряли свои позиции в кризисный период, но даже в какой-то мере выиграли.

Сегодня благодаря именно таким выставочным компаниям происходит оживление выставочно-конгрессной деятельности. Мы уже располагаем некоторыми предварительными данными по второму кварталу текущего года. По сравнению с тем же периодом 2009 года выставочные площади в России выросли на 7%, а количество иностранных участников - на 9%. Наиболее активно свой интерес к российскому рынку проявляют компании из стран Европы. Они составляют 53 % от общего числа иностранных экспонентов на международных смотрах в нашей стране. За ними следуют фирмы из Азии – 25,5 % и стран СНГ – 16,4 %.

В значительной мере рост экспозиционных площадей произошел за счет новых крупных инновационных проектов. Это большой плюс. В связи с этим считал бы необходимым среди выставочных операторов отметить «РЕСТЭК», «Ленэкспо», «ГАО ВВЦ», «Металл-Экспо», «Кузбасскую ярмарку», «Казанскую ярмарку», «Краснодарэкспо», «Фарэкспо». Их общие экспозиционные площади по таким проектам составили 55 тысяч кв. метров. Это половина. Вторая половина роста площадей за счет инновационных смотров приходится на ЦВК «Экспоцентр».

Изменилась структура выставочных программ, появились новые смотры: лазерная техника, энергосбережение, нанотехнологии, в том числе фотоника, космические, информационные и медицинские технологии. В эти сферы деятельности направляются ресурсы, следовательно, государство стимулирует их развитие и это дает свои плоды. Таким образом, выставочная индустрия по приоритетным направлениям развивалась и в кризисный период.

Хотел бы отметить еще один качественный сдвиг, который произошёл в последнее время. От чисто демонстрационных смотров ведущие выставочные операторы переходят к крупным форумам с обширной деловой программой. Такие выставки-конгрессы становятся местом прямого общения между властью и бизнесом, отраслевыми специалистами и научно-техническим сообществом. Они служат эффективной рабочей площадкой, на которой обсуждаются общегосударственные задачи, вырабатываются пути реализации национальных проектов.

Например, смотр «Связь-Экспокомм-2010», организаторами которого в этом году кроме «Экспоцентра» и E.J. Krauze & Associates, Inc. (США) выступила компания «Евроэкспо», стал местом проведения 30 конгрессных мероприятий. Среди них - Форум по управлению Интернетом, Совет по массовым коммуникациям, молодёжный фестиваль «Цифровой мир», спартакиада по компьютерному многоборью и много других значимых событий. Более того, в «Экспоцентре» прошло расширенное заседание коллегии Министерства связи и массовых коммуникаций с участием более чем 400 специалистов, прибывших из разных регионов России. Коллегия обсуждала вопросы развития информационных технологий, СМИ и цифрового телевидения. Примером выставки как рабочей площадки для бизнеса может служить и смотр «Металлообработка-2010». В специально оборудованных модулях мы организовали прямые переговоры между поставщиками и заказчиками комплектующих изделий и узлов. В итоге на выставке были подписаны контракты на общую сумму в 700 миллионов рублей.

Но наряду с позитивными тенденциями и явлениями в российском выставочном бизнесе хватает проблем. Серьезную озабоченность у ведущих экспо-компаний, в частности, вызывает сокращающееся участие российских предприятий в международных смотрах за рубежом. Так, по данным Российского союза выставок и ярмарок, за последние три года представительство отечественных экспонентов на зарубежных выставках уменьшилось в два раза, а суммарные площади их экспозиционных стендов - в 1,7 раза.

Не добавляет оптимизма выставочному сообществу и то, как ныне проводятся тендеры на организацию национальных выставок России за рубежом. Если раньше на них приглашались представители Торгово-промышленной палаты РФ и министерств, участвующих в зарубежных выставках, то теперь отбор операторов для организации национальных зарубежных экспозиций проводится без участия общественных организаций, объединяющих профессионалов-выставочников. И уже не раз «победу» в тендерах одерживали, по мнению специалистов выставочной индустрии, случайные неизвестные выставочному сообществу фирмы, не имеющие опыта организации и проведения ответственных национальных выставок России за границей. Возможно, назрел вопрос о том, чтобы создать уполномоченную федеральную структуру или наделить ответственностью одну из существующих структур, которая бы целенаправленно занималась формированием позитивного имиджа нашей страны за рубежом, в том числе и посредством выставочно-конгрессной деятельности.

Теперь взглянем на себя со стороны мирового выставочного сообщества. Как они нас воспринимают, когда участвуют в смотрах в России. Вот, что их беспокоит: таможенные и визовые барьеры, неразвитость инфраструктуры в отдельных регионах, где проводятся выставки, слабый сервис, дефицит подготовленных кадров в сфере выставочных услуг.

Испытания кризисом не выдержали выставки с низким уровнем подготовки и организации, в то время как лидеры отечественной выставочной индустрии смогли повысить эффективность участия в своих выставочных форумах, поддержать экспонентов в трудный период за счет принятия комплексных антикризисных мер, расширить спектр и повысить качество предоставляемых выставочных услуг, развить конгрессную составляющую крупнейших международных смотров, запустить новые перспективные проекты.

В этом направлении и предстоит двигаться дальше. Иного пути нет. Российская экономика не встанет на инновационные рельсы сама собой и положительный образ России сам по себе не сложится. Мы должны меняться, если хотим, чтобы менялась страна.

версия для печати

Вернуться к списку новостей



Календарь событий