Экспомил

СМИ о нас

01 / 11 / 2011

«Профиль», 31 октября 2011 г.

Мы вас покажем

Российские выставочные компании задумались о проведении ежегодной инновационной выставки.
Сергей Добрынин

Центральный выставочный комплекс (ЦВК) «Экспоцентр» на Краснопресненской набережной долгие годы является одной из визитных карточек деловой России. Сегодня это площадка, где проходят крупнейшие международные выставки и конгрессы. В каком направлении движется российская выставочная индустрия, в интервью «Профилю» рассказал генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», доктор экономических наук Владислав Малькевич.

– Владислав Леонидович, 20 лет назад «Экспоцентр» стал акционерным обществом. Как за это время изменился российский выставочный бизнес? Что он представляет собой сегодня?

– Выставочная индустрия – это особый сегмент национальной экономики. С одной стороны, смотры служат экономическим барометром, отражающим состояние отдельных отраслей и экономики в целом. С другой стороны, выставки – это инструмент ускоренного внедрения научно-технических достижений и технологий, катализатор бизнес-ориентированного мышления. Для выставочной индустрии удары «шоковой терапии» 1990-х были столь же тяжелыми, как и для всей экономики. Нужно было срочно искать новые, более гибкие организационные и хозяйственные формы работы, но при этом не растерять накопленный за десятилетия уникальный профессиональный багаж. Ведь в период приватизации, к началу акционирования общества, в 1991 году «Экспоцентр» располагал высококвалифицированным персоналом, известными в мире выставочными брендами, опытом долгосрочного сотрудничества с зарубежными партнерами и ведущими отечественными предприятиями. Мы не пошли по пути получения быстрых денег за счет сдачи в аренду своих площадей под непрофильные цели и сумели обеспечить преемственность, сохранить основные выставочные проекты. Наиболее значимые для экономики выставки – «Химия», «Электро», «Нефтегаз», «Связь», «Металлообработка», «Лесдревмаш», «Инлегмаш» и другие – выросли и преобразились. А многие новые выставки, стартовавшие на нашей площадке 1990-е, сегодня входят в число крупнейших отраслевых смотров Европы.

Приведу лишь один пример. В 1994 году «Экспоцентр» впервые организовал международную выставку «Продэкспо». В ней приняли участие 450 иностранных и всего 70 российских фирм. За 18 лет работы смотр превратился не только в центральное событие года отечественного АПК, но и в крупнейший отраслевой форум мирового значения. Сегодняшние цифры говорят сами за себя – выставка «Продэкспо-2011» заняла свыше 44 тыс. кв. м (нетто), где свою продукцию представили более 2 тыс. фирм из 55 стран мира. При этом 65% фирм-экспонентов смотра – российские производители и дистрибьюторы.

– Кто помимо «Экспоцентра» является сегодня крупным игроком в отечественной выставочной индустрии?

– Это «Рестэк», «Евроэкспо», ГАО ВВЦ и другие. Со многими из них у «Экспоцентра» сложились добрые партнерские отношения. Мы готовы делиться своим опытом и эффективными наработками. Сложилась традиция ежегодно проводить Международный форум выставочной индустрии «5рEXPO», инициатором которого выступило наше акционерное общество. Расшифрую название форума. Оно аккумулирует первые буквы пяти важных терминов на английском языке – составляющих выставочно-конгрессной деятельности. «5р»: place – выставочные и конгрессные центры; product – выставочные услуги; price – стоимость участия; promotion – продвижение выставочных проектов; partnership – партнерство. В нынешнем году прошел уже пятый такой форум – в нем приняли участие руководители и эксперты около 100 выставочных компаний из различных стран мира, в том числе наши крупнейшие европейские фирмы-партнеры, такие киты выставочного бизнеса, как Messe Düsseldorf (Германия), ITE Group PLC (Великобритания), Turkel Fair Orgаnization (Турция), Expoglobus.com (Германия). Кроме того, еще 20 лет назад «Экспоцентр» выступил одним из учредителей Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ). Создание союза было требованием времени, той сложной ситуации, в которой оказалась экспоиндустрия в начале 1990-х годов. Именно тогда возникло немало структур, которые фактически паразитировали на идее выставочной деятельности, занявшись, можно сказать с полуоборота, непрофессиональной организацией различных «экспомероприятий», которые, скорее, напоминали не выставки, а базары. Союз много сделал для того, чтобы упорядочить выставочный бизнес в стране. Для поощрения развития экспопредприятий союз учредил специальный знак, который присуждается лучшим выставкам как в России, так и за рубежом. Впрочем, высшей международной оценкой считается знак Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI). В настоящее время уже 22 выставки «Экспоцентра» – две трети собственной выставочной программы – имеют знак UFI, а 29 выставок отмечены знаком Российского союза выставок и ярмарок. Заботясь о международном признании отечественной выставочной индустрии, «Экспоцентр» первым из российских организаций стал членом UFI еще в 1975 году, А в 2005 году наша компания удостоилась чести провести 72-й Всемирный выставочный конгресс в Москве впервые за 80-летнюю историю UFI.

Ежегодно на площадке ЦВК «Экспоцентр» с учетом гостевых смотров проходит более 100 выставочных форумов и свыше 600 конгрессных событий. Они собирают около 30 тыс. участников и более 2 млн. посетителей-специалистов.

– Сейчас стало модно говорить об инновациях. Что этот термин означает применительно к выставочному бизнесу?

– Во-первых, выставки и конгрессы, связанные с продвижением и внедрением инноваций, – это приоритетное и быстро развивающееся направление в деятельности «Экспоцентра». Удельный вес таких выставок в нашей программе уже превышает 20%. Прежде всего речь идет о таких масштабных международных выставочно-конгрессных форумах, как «Связь-Экспокомм», «Электро», «Металлообработка», «Нефтегаз», «Химия», «Фотоника. Мир лазеров и оптики», «Высокие технологии XXI века», «Навитех-Экспо». Трудно переоценить значение подобных выставок для отечественной экономики, решающей стратегическую задачу перехода на инновационные рельсы развития. Вместе с Торгово-промышленной палатой РФ мы взяли под особый контроль рассмотрение проблематики интеллектуальной собственности в контексте выставочной деятельности, охрану авторских прав создателей инноваций во время демонстрации их изобретений на выставках. Эти цели преследует специальный выставочно-конгрессный проект – Международный форум по интеллектуальной собственности «Expopriority». Одна из главных предстоящего в декабре 3-го форума «Expopriority'2011», – «выстраивание моста между инновациями и инвестициями».

Во-вторых, мы внимательно следим за инновационными разработками в самой выставочной индустрии и переносим их на российскую почву. Примечательно, что в выставочном сообществе все большую популярность завоевывает работа «Экспоклуба», особенно его выездные заседания, проводимые, как правило, для изучения опыта лидеров мирового выставочного бизнеса, как, например, заседание на всемирной выставке «Экспо-2010» в Шанхае. Эти встречи позволяют оперативно замечать и изучать все инновации выставочного бизнеса, развивая дух новаторства. Как председатель попечительского совета клуба, я вижу его большой потенциал.

Сегодня развитие инновационных выставок-форумов, безусловно, важное и перспективное направление для всего отечественного экспобизнеса, в том числе и региональных выставочных компаний. Однако столь значимое дело требует в высшей степени ответственного, государственного подхода. Поэтому мы призываем своих коллег по выставочному цеху не распылять силы и отказаться от мелких выставок и «салонов» по теме инноваций. Было бы правильно объединить усилия в ежегодном проведении единого крупного общенационального инновационного выставочно-конгрессного события. При этом наша компания не считает свою выставочную площадку безальтернативной для такого мегафорума. Главное, чтобы он проходил в одном месте и в одно время. Только в таком формате мы сможем способствовать привлечению российских и зарубежных инвесторов в инновационную сферу.

версия для печати

Вернуться к списку новостей



Календарь событий